Пресс-релизы
Единые Дни здоровья в 2024 году
- 21 января День профилактики гриппа и ОРИ
- 21 февраля День профилактики инфекций, передающихся половым путем
- 1 марта Международный день борьбы с наркоманией
- 3 марта Международный день охраны здоровья уха и слуха
- 20 марта Всемирный день здоровья полости рта
- 24 марта Всемирный день борьбы с туберкулезом
- 7 апреля Всемирный день здоровья
- 17 апреля Всемирный день гемофилии
- 25 апреля Всемирный день борьбы с малярией
- 1 мая Международный «Астма – день»
- 5 мая Всемирный день гигиены рук
- 15 мая Международный день семьи
- 31 мая Всемирный день без табака
- 14 июня Всемирный день донора крови
- 11 июля День профилактики алкоголизма
- 28 июля Всемирный день профилактики гепатитов
- 10 сентября Всемирный день предотвращения самоубийств
- 17 сентября Всемирный день безопасности пациентов
- 17 сентября День народного единства
- 25 сентября Всемирный день легких
- 28 сентября Всемирный день борьбы против бешенства
- 29 сентября Всемирный день сердца
- 1 октября Международный день пожилых людей
- 7 октября Всемирный день паллиативной и хосписной помощи
- 10 октября Всемирный день психического здоровья
- 12 октября Всемирный день артрита
- 14 октября День матери
- 15 октября Всемирный день чистых рук
- 16 октября Международный День здорового питания
- 21 октября День отца
- 29 октября Всемирный день борьбы с псориазом
- 11 – 17 ноября Всемирная неделя рационального использования антибиотиков
- 12 ноября Всемирный день борьбы с пневмонией
- 14 ноября Всемирный день борьбы с диабетом
- 16 ноября Всемирный день некурения.Профилактика онкологических заболеваний
- 1 декабря Всемирный день профилактики ВИЧ — инфекции
- 15 декабря День профилактики травматизма
1 декабря-День профилактики ВИЧ инфекции
Суицидальное поведение представляет собой одну из основных суицидально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Согласно оценкам, в настоящее время в мире ежегодно совершается более 700 000 самоубийств, и мы знаем, что каждое самоубийство оказывает глубокое воздействие на многих других людей.
В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания.
Всемирный день служит напоминанием о том, что предотвращение самоубийств является приоритетом общественного здравоохранения и что для снижения уровня смертности от самоубийств необходимы срочные меры.
День 10 сентября каждого года направлен на привлечение внимания к проблеме самоубийств, на противодействие стигматизации и повышение осведомленности организаций, правительств и общественности, давая возможность сделать единственно правильный вывод о том, что самоубийства можно предотвратить.
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
Особое внимание сегодня хотелось бы уделить проблемам суицидального поведения у подростков. Редко бывает, чтобы врач или психолог, работник службы спасения, педагог не столкнулись в своей работе с необходимостью остановить суицидента.
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни). В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение, понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству
- жестокое обращение окружающих
- нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний
- проблемы в школе
- неразделенная любовь.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов. Это полное отсутствие в сознании ребенка представления о смерти или формальные знания ребенка о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура и похорон и т.п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких ему людей; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков.
Отсутствие страха смерти является отличительной черт психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности не могут использовать место выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизически интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти.
Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а конфликтная ситуация создает предпосылки для суицидального поведения.
Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.
Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение — это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован, прежде всего, и близким людям. В среднем каждая четвертая демонстративна: попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.
Суицидальные действия у детей и подростков часто носят «демонстративный характер», могут приобрести черты «суицидального шантажа».
Однако именно в подростковом возрасте: дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена.
При подозрении на попытку суицида необходимо:
- Информирование родственников подростка о возможном суициде.
- Обеспеченность непрерывного наблюдения за подростком, как в школе, так и в семье.
- Обеспечение консультации детского психиатра или психотерапевта.
- Специализированное лечение у психотерапевта.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе врачей специалистов и родителей. Часто подростки высказывают свою удовлетворенность первой беседой, что усыпляет бдительность окружающих, следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.
Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны активно научиться слушать и — главное — слышать, наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.
Вернуться в раздел Пресс-релизы